Ирландия. Отвоевание свободы. Часть II. An Gorta Mór. The Great Famine. Голод
Я не хочу идеализировать ирландцев. Есть люди, и их много, которые скажут, что жители Изумрудного острова всегда были форменными скотами, что их лица будто вытесаны из скал, у них дикие нравы, они не уважают никого, кроме себя и своего дикого острова на отшибе мира, да и свой остров они всегда готовы покинуть ради лучшего заработка и более благоприятного климата. Но я просто хочу понять.
Я хочу понять, почему один народ способен отвоевать своё право свободно дышать и распоряжаться своей жизнью, а другой - нет. Ирландцы десять веков отстаивали свою аутентичность. Они не хотели раствориться в викингах, в норманнах, в англичанах просто потому, что те сильнее или культурнее их, а поэтому имеют право сделать их своими рабами. Ирландцы не хотели никого завоёвывать, они просто хотели жить так, как хотят, и верить в своего ирландского Христа. Цивилизованный мир 21 века давно забыл о том, как подчинял себе народы. Ирландцам забывать нечего: они не подчиняли и не подчинялись, и уже давно живут себе припеваючи, где хотят, пьют Гиннесс за мир и справляют бесконечного Патрика. На своём острове они разленились и снова погрязли в грехах, но это их личные грехи, и они по-прежнему не собираются допускать к себе оккупантов, ни внешних, ни внутренних. В 1014 году состоялась решающая битва могучего лидера ирландцев Бриана Бору с викингами. Свирепые люди севера были сокрушительно разгромлены. Но уже в следующем веке на Изумрудный остров вторглись англичане. И их оккупация растянулась на девять веков. Четыре дня, с 17-го по 20-е мая 2011 года, длился дипломатический визит английской королевы Елизаветы Второй в Республику Ирландия.
Тысяччи полицейских ирландской Гарды и британского Скотланд-Ярда, семь военных самолётов обеспечивали безопасность Её Величества. На дублинских улицах были запрещены парковки, перекрыто движение транспорта, установлены барьеры в три ряда, осуществлялась проверка документов, на крышах домов лежали снайперы. Елизавета II чтила могилы героев Ирландии, а на соседних улицах сапёры искали бомбы. Королевский кортеж передвигался по безлюдным улицам, заблаговременно очищенным от протестующих. А на соседних площадях люди скандировали: "Голову с плеч!", поджигали мусорные баки и рвали на куски заранее припасенные флаги Великобритании. Когда Елизавета подошла к монументу жертвам войны, активисты партии "Шинн Фейн", выпустили в небо сотни черных шаров - в знак того, что прегрешения британской короны не забыты. Президент Ирландии Мэри Макалис подчеркнула, что приезд британской королевы в Ирландию явился исключительным событием в истории взаимоотношений двух стран и первым посещением острова английскими монархами за последние сто лет. Первым посягнул на свободу Изумрудного Острова Генрих II в 1172 году. Оливер Кромвель в 1649-м поголовно уничтожал население маленьких ирландских городков. Елизавета II посетила знаменитую Рок-оф-Кашел на юге страны. Расположенный здесь монастырь являлся святыней и сердцем Эйре. Кромвель сжёг его дотла. То, что можно видеть сейчас, является "историческими руинами" (ruins), как и большинство древних памятников в Ирландии.
Первую Елизавету (1558-1603), королеву протестантов, историки называют "просвещённым" монархом. Министр докладывал Её Величеству: "Вам больше не с кем воевать в Ирландии - разве что с трупами".
Тогда Шон О'Нейл предложил шотландской королеве Марии Стюарт корону Ирландии, но Мария была казнена 8 февраля 1587 года. По приказу Елизаветы.
Англия осваивала новые земли. Строптивые ирландцы были для неё - хуже скота. Могущественная империя поделила зелёный остров на участки для своих немногочисленных ленлордов. Немногочисленных, потому что немногие хотели проводить свою жизнь среди необузданных племён. Эти напыщенные англичане и не жили постоянно в Ирландии, они оставляли на отобранных у коренного населения участках своих управляющих. Эти ставленники сдавали участки в аренду более-менее зажиточным ирландцам, те, в свою очередь, нанимали для работы местных бедняков, а эти бедняки пользовались трудом уже совсем нищих ирландцев. И такая цепочка могла насчитывать до десяти звеньев! Англичане отобрали у ирландцев их землю и юридически закрепили её за собой. Большинство местных жителей превратилось в нищих оборванцев, за гроши, просто за еду обрабатывавших землю своих собственных предков. Это если повезёт, и какой-нибудь арендатор согласится тебя нанять. А если нет - ты будешь шляться по дорогам и питаться клубнями с чужих полей. И скот, и ирландцы тогда питались почти исключительно и только картофелем. В 1845 году картофельные плантации поразил грибок Phytophthora infestans, вызывающий фитофтороз - картофельную гниль. Была ли эта эпидемия сознательно занесена англичанами для расправы с докучливыми ирландцами - никто никогда не узнает. При такой болезни вирус передаётся с водой через почву к здоровым растениям. Клубни гниют прямо в земле или в хранилищах. Все поля были засажены одним сортом картофеля, поэтому пострадал весь урожай в стране. На следующий 1846 год пришлось засевать зараженные клубни или низкокачественный семенной картофель. Это привело к новым неурожаям.
В помощь английским землевладельцам были установлены хлебные законы, по которым с хлеба начали взимать налоги. Цены на хлеб росли, это непомерным грузом ложилось на плечи мелких хлебопашцев. Лига против хлебных законов добилась их отмены в 1846 году. Землевладельцы стали терпеть убытки и повысили арендную плату. Обессиленные от картофельного голода ирландцы теперь уже совсем не в состоянии были платить так высоко за аренду своих жалких наделов: они сгонялись с земли, становились бродягами, шли в города. Но в городах из-за неурожаев было не лучше, чем в деревнях. Из-за нищеты и голода начались эпидемии - сыпного тифа, дизентерии и цинги, а потом пришла холера. Зима 1846-1847 годов выдалась исключительно холодной. Летом ирландцы-доходяги могли хотя бы щипать вереск, зимой их трупами были усеяны все дороги. Люди молили Бога, чтоб дал им умереть в закрытом помещении и не быть растерзанными собаками. За годы голода пять тысяч кораблей с ирландцами доплыли до Америки и Канады. Эти переполненные живыми скелетами судна называли плавучими гробами. Огромная часть их пассажиров умерла в пути или по прибытии к месту назначения. Руками этих выживших эмигрантов была построена Америка, деньги ирландских янки помогли восстановить их родину и добиться для неё освобождения.
В ходе ирландского голодомора зелёный остров потерял половину своих жителей. Те, кто не уехал, но выжил, с выжженным сердцем продолжил борьбу с врагом вплоть до обретения полной независимости в 1949 году. Тогда ирландцы раз и навсегда избавили себя от какой-либо оккупации - внешней и внутренней. Они никому не дадут влезть в свою жизнь, каждый ирландец - бог для самого себя, никакое государство, никакой местный князёк не смогли тогда, и, тем более, не смогут теперь сделать рабами тех, у которых в крови оплаченная кровью жажда свободы, века борьбы и голод, An Gorta Mór (Un(g) gor-ta more (как английское 'more') The Great Famine (ˈfæmɪn). О Голоде, как о своём позоре, современные ирландцы предпочитают не вспоминать. Они заслужили это право на забвение, отвоевали его ценою многих жизней. Мой народ, мой город тоже испытал жестокий голод, 900 дней гитлеровской Блокады. Людям выдавали на целый день 125 грамм хлеба, причём хлеб смешивали с опилками и смачивали в керосине для защиты от трупной эпидемии. Были случаи людоедства. От голода и бомб выжили единицы. Блокаду прорвали. Но в нашей стране был внутренний враг. Именно он провоцировал голод и до войны с фашистами и после:
Голод в СССР (1932—1933) Голод в СССР (1946—1947) Голод в Поволжье (1921—1922) Голод на Украине (1932—1933).
И тогда, как и у ирландцев, умирали миллионы. Причина была - в соответствующей политике власть имущих. Власть никогда не думала о людях, потому что наши люди всегда боготворили власть и покорно исполняли все её требования.
Многие иностранцы признавались, что наши солдаты - самые отважные в бою. Ценою огромного количества жертв мы победили Гитлера, но мы до сих пор не можем разделаться с внутренним врагом. Это те самые парашютисты, которых распознал в "Белых одеждах" Владимир Дмитриевич Дудинцев. Когда-то они были заброшены к нам вражьей силой, внедрены и пустили в нас прочные корни. Они не имеют национальностей и знаков отличия, у них нет земли и своего лица, они только изображают из себя людей, а сами - оккупанты, потомки тех, которые пытали наших дедов и прадедов в одиночных камерах, расстреливали и складывали в общий котлован, в жертву Молоху. Они и сейчас продолжают свой кровавый марш. А мы их не видим и не понимаем, что это они. Ирландцы никогда бы не допустили таких сорняков внутри себя. Высшей ценностью для нормального человека является жизнь. А в наш народ проникли парашютисты. И нам теперь трудно определить, в каких пропорциях течёт в нас кровь паразитов, и сколько в нас осталось человеческого. Слишком далеко всё зашло. Вырви из себя сорную траву! В твоём роду были палачи, доносчики? Dum spíro, spéro. Пока дышу - надеюсь.
Ирландия. Отвоевание свободы. Часть I. Где ходил Бриан Бору -